| |||
ЛИДИЯ МАТАСОВА - ПОДАРОК МОСКОВСКОМУ ЗРИТЕЛЮ |
Во МХАТе имени Максима Горького служит одна великолепная актриса, которая выделяется не только непревзойдённой игрой и явным талантом, но и просто человеческим обаянием. Это заслуженная артистка Карелии и заслуженная артистка России, Лидия Матасова.
Во МХАТе она сравнительно недавно, но уже стала одной из ведущих актрис. А начинала Лидия Леонидовна свой творческий путь в Петрозаводске, куда уехала после окончания ГИТИСа. В Петрозаводском Русском Театре Драмы она сыграла первые роли. В Карелии проработала семь лет. После Петрозаводска своей игрой Матасова счастливила жителей Горького, а затем Волгограда. И только тогда, состоявшейся актрисой, она решилась вернуться в Москву, где не было ни родственников, ни каких-либо связей. Надеялась она на чудо. Сначала Лидия Леонидовна работала в театре на Покровке, правда немного. Настоящее чудо произошло, когда её порекомендовали в Министерстве культуры Российской Федерации Татьяне Дорониной. И во МХАТе зажглась новая звезда… Сама Матасова говорит, что понятие "звезда" к ней не относится. Она просто актриса, которая много играет. Это утверждение, несомненно, вызывает уважение. Но, тем не менее, Лидия Матасова сияет на мхатовской сцене, если и не как звезда, то как огромное солнце, освещающее всех вокруг и дарящее тепло. Но в одном она права безусловно. Играет она, слава Богу, много, и все её роли одинаково хороши, правда каждая по-своему. Сегодня в личном репертуаре Лидии Леонидовны следующие спектакли: "Васса Железнова" (Рашель), "Дверь в смежную комнату" (Руэлла), "Горячее сердце" (Матрёна), "На дне" (Анна), "Глупая для других, умная для себя" (Теодора), "Контрольный выстрел" (Эдита), "Весь Ваш Антоша Чехонте" (Попова), "Униженные и оскорблённые" (Анна Андреевна) и "Незримый друг" (баронесса фон Мекк). Замечательна эта актриса тем, что, имея свою актёрскую индивидуальность, отличительную манеру игры, она во всех ролях существует достоверно и никогда не повторяется. Все созданные ею образы настолько разные, что порой не верится, что они принадлежат одной актрисе. Лидия Матасова одинаково великолепно владеет комедией ("Контрольный выстрел") и драмой ("Униженные и оскорблённые"). Вообще вряд ли найдётся что-либо, что сможет оказаться ей не под силу. Она производит впечатление актрисы, которая, постаравшись, может всё. В театре у Лидии Леонидовны есть "свой" зритель. Очень и очень многие приходят, чтобы увидеть именно её. И это понятно. Это объяснимо. Любовь публики она завоевала не случайно. Помимо того, что она бесподобно владеет залом, приковывая к себе все взгляды, она ещё обладает самым обыкновенным очарованием. Увидев её однажды, хочется увидеть вновь. А если учесть, что это природное обаяние помножено на восхитительную игру, то всё становится тем более ясно. На сцене Матасова не играет, а живёт. Это зритель замечает, ценит. Она всегда необычайно естественна, и этой естественностью её героини вызывают доверие. Самое главное, что хочется отметить - Лидия Леонидовна как никто другой владеет паузой. Сцены молчания удаются ей особенно сильно. Бывает, что актёру, чтобы привлечь к себе внимание достаточно незаметно выйти на сцену и тихонечко встать где-то в углу. Это про неё. Многие отмечают её смех, а я обращаю внимание на взгляд. Открытый - всегда. Добрый, располагающий. Он бывает грустным, бывает удивлённым… радостным, уничтожающим, мечтательным, хитрым, простым… Ровно таким, как требует тот или иной спектакль. Но на поклонах её взгляд всегда один и тот же: благодарный. Такой благодарности зрителям, какая видна в её глазах, я ещё ни у кого не наблюдала. Иногда кажется, что Лидия Леонидовна очень независимый человек. Думаю, что вернее сказать так: она человек целеустремлённый, знающий, что ей нужно, и добивающийся этого. Решительная? Наверное, раз взяла и вернулась в Москву, приехала - в никуда. Самостоятельная? Вероятно, раз сама, без помощи "нужных" людей стала той, о ком я пишу. Работоспособная, уверенная в себе… Да, смотришь на неё и думаешь, что она такая. Но кто знает, какая она на самом деле? Может быть она ранимая и застенчивая, нуждающаяся, как и любой другой, в человеческой поддержке. Только она знает наверняка, какая она в действительности. Но в чём никак нельзя ошибиться, это в том, что Лидия Леонидовна - человек большой души, отзывчивый, неподдельно искренний и интересный. Известна Лидия Матасова в основном театралам. Тем, кто предпочитает кино, её фамилия о многом не скажет. "Там, где кино, там неизбежна суета, а театр требует большой сосредоточенности, углубленности, полной самоотдачи", - сказала она в одном из интервью. По этой причине практически не снимается. Но всё же фильм "Школьный вальс" связан лично для меня не только с актрисами Цыплаковой и Симоновой, но и с Матасовой. Пусть эпизоды, пусть её героиня Лиля и не главная… Самое важное - суметь и второстепенную роль сыграть так, чтоб заметили, чтоб запомнили… У неё это получилось. Там она совсем юная, но всё то, что любят в ней сегодняшние зрители, было у Матасовой и тогда. В первую очередь - умение заинтересовать и обратить на себя внимание. В фильме многие говорили какие-то фразы, так и оставшиеся незамеченными, но каждое её предложение обязательно оставалось в памяти. Говорить об этой актрисе можно много. И всё равно всего не выскажешь. Раньше её сравнивали с Мариной Влади. Сейчас она, по-моему, несравненна. Трогательная и милая, она заряжает энергией и дарит веру во всё самое прекрасное, что есть на земле. На сцене МХАТа она всё-таки звезда. В сердцах преданных ей зрителей она сияет и будет сиять постоянно. Я понимаю, и понимают многие, что Лидия Леонидовна - наш подарок, который мы обязаны беречь и ценить. Её приезд в Москву - это несомненно чудо. Не для неё - для нас. |
Достижения |
Лида добилась в жизни многого. Она востребованная актриса, любимая многими зрителями, искренний и добрый друг практически для всякого, кто так или иначе ей близок. Сегодня я с полной уверенностью могу сказать, что она СЧАСТЛИВА. |
Познакомься с народом |
Напишите мне |